Что умеет Krita: особенности программы, отличие от аналогов, установка и работа в редакторе

Krita (Крита) – кроссплатформенная программа для рисования, предназначенная для художников, иллюстраторов, дизайнеров и экспериментаторов, осваивающих новые жанры изобразительного искусства или редактирующих фотографии.

Тестовый релиз инструментария состоялся в 2005 году и с тех пор разработчики экспериментируют над функционалом, то предлагая начинать творчество с «нуля» (чистого холста), то с загрузки исходных материалов и выбора подходящих шаблонов.

Какой режим ближе – зависит от поставленных задач и целей, но с вероятностью в 99% Krita поможет даже привередам найти источник вдохновения и открыться преимуществам цифрового рисования.

Подробный обзор редактора

Особенности:

  • гибко настраиваемый интерфейс с полноценной поддержкой русского языка и лишь частично непереведенными меню, и дополнительными разделами. Предусмотрена возможность переключаться между шаблонами, переносить панели быстрого доступа и менять расположение отдельных интерактивных окон;
  • широкий инструментарий: разработчики предлагают перебирать кисти (эффектные, спреи, с текстурами, фильтрами), режимы наложения, регулировать силу нажатия стилусов у графических планшетов и даже имитировать бумагу;
  • холст редактируется с помощью встроенного раздела с параметрами: там задаются размеры, меняется способ отображения (поворот, инвертирование), заливка и масштаб;
  • внушительная панель с фильтрами: рельеф, поверхностная корректировка, коррекция цвета, размытие переходов;
  • полноценная работа со слоями: предусмотрено преобразование, выделение, трансформация и группировка.

Установка и системные требования

Дистрибутив редактора распаковывается стандартным образом. Сначала необходимо выбрать язык интерфейса (речь об установщике, а не об итоговом переводе: на русском – давно в комплекте Krita и выбирается автоматически во время пробного запуска графического редактора).

Далее – переход к пункту с пользовательскими соглашениями, правилами и правами правообладателей.

Предпоследний шаг – выбор каталога для распаковки. Желательно не менять путь, а оставить тот, который подбирается по умолчанию. Так не возникнет проблем с кириллицей и загрузкой файлов из сторонних источников.

С остальными действиями установщик разберется автоматически: добавит ярлыки на рабочий стол и в меню «Пуск», предложит сразу запустить Krita и поискать обновления для текущей версии программного обеспечения на случай, если текущий функционал требует загрузки апдейтов.

Вот список рекомендованных разработчиками требований:

  1. Операционная система: Windows 8, 10 или MacOS или Linux.
  2. Объем оперативной памяти: от 4 Гб. При работе с объемными файлами потребуется намного больше: от 8 Гб.
  3. Видеокарта: с поддержкой DirectX и OpenGL.
  4. Центральный процессор: четырехъядерный с частотой от 2 ГГц или лучше.
  5. Дополнительное оборудование: предусмотрена поддержка графических планшетов от Wacom, Microsoft, Huion. А в настройках припасены опции для калибровки стилусов и регулировки силы нажатий.

Версии и технические характеристики

Графический редактор распространяется по лицензии GNU GPL и предоставляется общественности в свободном режиме – без подписок и разовых платежей. Не предусмотрены и иные ограничения, связанные с загрузкой расширений, генерацией проектов или добавляемыми исходными материалами.

Krita запускается на компьютерах с операционными системами Windows, MacOS и Linux, а заодно представлена в версиях Plus и Next: второй вариант включает дополнительные, но еще неоптимизированные функции и инструменты.

Раньше разработчики предлагали загружать и альтернативные сборки, вроде Gemini, а адаптированной под планшеты, и Studio с возможностями для VFX-студий.

Как работать с Krita

Перед тем, как приступить к творческим экспериментам, важно сразу расставить ориентиры и запомнить: графический редактор едва ли подойдет новичкам, ни разу не сталкивавшимся с похожими инструментами.

Перегруженный кнопками и меню интерфейс, возможно, даже испугает тех, кто решил сходу приступить к осваиванию «цифровой» живописи. А потому желательно хотя бы бегло, но просмотреть руководство от разработчиков, скрывающееся под кнопками User Manual и Getting Started. Там даны рекомендации (на английском языке) по поводу того, как действовать, куда нажимать и каким образом освоить запутанный функционал графического редактора.

Предварительные настройки и инструменты

Начинать взаимодействие с Krita необходимо с панели быстрого доступа, расположенной в верхней части интерфейса. Там необходимо заглянуть сначала в раздел «Вид» и выбрать режим отображения холста (предпросмотр, полноэкранный, полное заполнение), а заодно – определиться с иными деталями HUD, вроде пиксельной сетки, направляющих, линейки.

Тут же появится и напоминание о режиме, скрывающем все окна и панели полностью (кнопка Tab).

Правее ждет раздел «Настройки»: там разработчики подготовили выбор панелей (те, которые помечена галочкой начнут отображаться на экране, остальные же – исчезнут из поля зрения), тем и даже языка перевода.

Последний, но не менее важный пункт – «Окно», где меняются шаблоны «Рабочего пространства».

Инструменты, представленные в Krita разнообразны, но не эксклюзивны, а почти на 95% состоят из уже привычных для жанра находок:

  • текст с выбором шрифта, кегеля и настройкой начертания;
  • геометрические фигуры – квадраты, линии, круги и прямоугольники;
  • кривая Безье, произвольные линии, динамическая и кисть с несколькими наконечниками;
  • трансформация слоя и кадрирование;
  • заливка, «умная заплатка», градиенты, «Пипетка» для сбора информации о цвете;
  • линейка, гибкое выделение.

Рядом припасены слои, композиции, раздел с недавними действиями, инструмент для «расширенного выбора цвета», ластик, а еще – панель с шаблонами, масштабированием и параметрами непрозрачности.

Как рисовать в Krita

Каждый рисунок начинается с пункта «Файл» и кнопок «Создать» или «Открыть». В первом случае генерируется холст с пользовательскими настройками (размер, разрешение в PPI; параметры цвета) или с использованием заранее подготовленных шаблонов (для комиксов, дизайнеров, фотографов или иллюстраторов).

Во втором же случае интерфейс автоматически генерирует холст и подстраивается под размер.

Как действовать дальше – зависит от выбранной творческой тематики, накопившегося опыта и инструментов под рукой. Часто художники без графических планшетов сначала рисуют наброски от руки на листке, а после – фотографируют и добавляют в Krita для последующего редактирования или раскрашивания.

Если же появилось желание рисовать даже мышью, то сначала генерируется слой с фоном (блокируется автоматически, но доступен для изменения – например, заливки), а уже сверху – добавляются новые.

Для упрощения жизни новичкам разработчики добавили функцию «Горизонтального отражения»: так проще рисовать симметричные лица или заполнять кадр повторяющимися объектами. Если допущена ошибка, то переключиться на ластик по умолчанию поможет кнопка E, а полностью очистить слой – Delete. Отменить недавнее действие проще комбинацией CTRL + Z.

По мере творческих успехов не помешают эксперименты над выбранной кистью (толщина, цвет, размер), эффектами и фильтрами. А там дело дойдет и до композиций, и фильтров.

Ну, а в конце каждого пути поджидает комбинация Ctrl + S (пункт «Сохранить как…»), выбор формата и пути для сохранения материалов. Поддерживает Krita с десяток расширений и даже предлагает тонкую настройку качества для оптимизации занимаемого на жестком диске места.

Примеры рисунков в Krita:

Хитрости и рекомендации

Многогранный графический редактор Krita невозможно освоить даже за 10-12 часов. И речь даже не о новичках, еще исследующих интерфейс, а о профессионалах, давно знакомых с жанром. А потому – вот парочка пусть и не секретных, но важных деталей:

  1. Как и зачем настраивать производительность. Промежуточный рендер и экспорт изображений часто затягивается, если компьютер недостаточно мощный или выбраны неподходящие настройки в разделе «Производительность» в «Настройках» Krita. Там желательно сразу выставить необходимое ограничение памяти (на случай, если нагрузка начнет превышать допустимый максимум), разобраться с центральным процессором (сколько ядер задействовать и когда) и кэшем.
    Дополнительно предусмотрены экспериментальные надстройки для тех, у кого возникают проблемы технического характера. Тот же пункт Disable All vector optimizations в разделе Advanced, поможет владельцам процессоров AMD реже сталкиваться с вылетами и неполадками.
  2. Параметры дисплея. Настолько же тщательно настраивается и дисплей: движок рендера (подбирается автоматически или задается вручную: OpenGL, DirectX, Software Render), фильтрация, HDR, сетка, сглаживание кривых и контура выделения.
  3. Раздел «Окно» и шаблоны оформления интерфейса. Как и у конкурентов в Krita предусмотрен раздел с параметрами навигации. Там импортируются опции рабочего пространства или генерируются новые, а еще – выбираются из заранее подготовленных шаблонов.

    В варианте Minimal скрывается половина панелей, а вот Animation адаптирует интерфейс для подготовки анимации с обширным полем предпросмотра, специальным проигрывателем и настройкой кадров.Сбросить внесенные изменения поможет «Рабочее пространство» формата Big_Paint: классическое оформление, ориентированное на художников и иллюстраторов.

Видео по теме

Видео, где сравнивается три редактора — фотошоп, саи и крита:


Комментарии (1)

Вадим / 11.07.2021 11:53

Спасибо!
Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *